вернуться вернуться
версия для печати обсудить на форуме
 
 

Автономная некоммерческая организация

Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека


 Адрес: 129110, г. Москва, Проспект Мира, д. 52/1; тел. 681-37-21, т/факс 688-42-09
Исх. № 08. 03 – 03 от 03.03.08г.

Директору
ОАО «Атомэнергопром»
 Господину Травину В. В. 

Уважаемый Владимир Валентинович!

 

Ранее письмом № 07.11-5 от 07.11.07г. (вх. № 1015) мы направили Вам предложения по скоростному строительству АЭС #. По Вашему указанию и по поручению Щедровицкого П. Г. в целях проведения анализа наших предложений с 22.11.07 г. по 8.02.2008 года прошло 5-ть встреч специалистов «Проектного офиса АЭС 2006» с представителями нашего Института. Последний наш доклад состоялся 8.02.08 г., на котором присутствовало 11-ть специалистов «Проектного офиса АЭС 2006» и мы около 2-х часов отвечали на их вопросы и демонст-рировали схемы и фотографии. Доклад в целом специалистами «Проектного офиса АЭС 2006» был оценен положительно.

В результате сразу после этого от имени Бояркина С. А. нам было сделано предложение разработать Техническое Задание на выполнение работ по теме: «Эффективная технология сооружения главного корпуса атомной станции с реактором ВВЭР - 1000, позволяющая выполнить работы от «первого бетона» до «энергопуска» за срок 42 мес. и менее в совремённых условиях строительства». Как и было определено «Проектным офисом АЭС 2006» мы подготовили такое Техническое задание к 15.02.08 г. и предложили выполнить разработку такой эффективной технологии скоростного строительства главных корпусов АЭС за 4-5-ть месяцев. (Приложение 1). При этом мы намерены сделать её универсальной, для всех АЭС с реакторами ВВЭР-1000, позволяющей выполнять работы от «первого бетона» до «энергопуска» за 39 - 40 месяцев. (Приложение 2). Но «Проектный офис АЭС 2006» без объяснений сперва перенёс дату представления Технического задания на неделю позднее, а потом вообще - на неопределённое время.

На базе многолетнего собственного практического опыта строительства АЭС и проведённого анализа строительства пяти АЭС: Курской, Смоленской, Калинин-ской, Запорожской и Балаковской, и собственных разработок, а также с учётом реального наличия монтажных кранов, транспортных средств, материальных ресурсов и строительных кадров, мы проработали 4-ре варианта технологии сооружения главного корпуса АЭС. Из них мы обосновано выбрали наиболее эффективный вариант строительства по срокам, по трудозатратам и по стоимости работ. И обращаем Ваше внимание на следующие принципиальные проблемы, влияющие на сроки, качество и затраты строительства.

Во-первых, принятый сегодня в производство проект АЭС 2006 с реактором ВВЭР – 1000 предусматривает монолитный вариант строительства главных корпусов, что очень трудоёмко и приводит фактически к увеличению сроков строительства в 1,9 – 2,1 раза по отношению к нормативным. (В частности, строительство 1-го энергоблока Калининской АЭС велось 11,5 лет с 1973 по 84 год со средней численностью 3280 чел. А в последние 4-ре года до пуска там работало от 5 до 7 тысяч человек, из них около 1,5 тысячи солдат и заключённых).

Во-вторых, принятая скоростная технология строительства Запорожской АЭС (где перешли на индустриальный сборно-монолитный метод и в течении 4-х лет с 1984 по 87 годы ввели 4-ре блока АЭС с реакторами ВВЭР – 1000), вместе с тем предполагала и потребовала больших подготовительных затрат до начала работ по главным корпусам: 1) строительство ДСК мощностью 140 тыс. кв. м жилья в год; 2) строительство целого города (г. Энергодара в тот период около 20 тыс. человек) со всей социальной инфраструктурой; 3) строительство мощной строй базы и дорог стоимостью около 20 млн. руб. в ценах 69 года, на которой укрупнялись оборудование и конструкции в крупногабаритные тяжеловесные блоки и в т. числе: Атомэнергостроительного комбината (площадью 60 тыс. кв. м с 14-ю пролетами, оборудованными мостовыми кранами, который делал в сутки до 60 тонн арматурных каркасов и сеток, и ж/б «ячейки» в виде 2-х сторонних скорлуп, а также сварку больших полотен из листовой стали из черного и нержавеющего металла) и Завода нестандартного оборудования для АЭС; 4) приобретение и монтаж дорогостоящего крана датской фирмы «Кролл», обеспечивающий максимальную грузоподъемность до 240 т (который стоит сегодня около 12 млн. евро и изготавливается 24 месяца по спецзаказу). При этом на Запорожской АЭС одновременно с 1982 по 1987 г.г. работало в среднем 7.5 тыс. высоко квалифицированных рабочих, монтажников, специалистов.

В-третьих, зная все преимущества и слабые стороны строительства Запорож-ской АЭС, мы предлагаем более эффективный скоростной индустриальный и менее дорогой вариант строительства АЭС. Этот метод предполагает несколько другую технологию строительства реакторного отделения (строящего на крити-ческом пути) с применением монтажного крана большей грузоподъёмности и менее дорогого, чем «Кролл». А также, этот метод предполагает более дешёвую и скоростную технологию изготовления крупноблочных сборно-монолитных ж/б конструкций.

Мы убеждены, что решить проблемы скоростного строительства АЭС и обеспечить выполнение программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», в условиях дефицита, низкой квалификации кадров, за счёт применения более эффективной технологии и не дорогой техники и прочих технических и организационных решений в настоящее время лучше и дешевле нашего Института в нашей стране не сможет никто.

С уважением

Генеральный директор
Института, д.э.н., д.ф.н.                                                                    Иванченко А. А.


вернуться к началу страницы обсудить на форуме