вернуться вернуться
версия для печати обсудить на форуме
 

Автономная некоммерческая организация

Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека


 Адрес: 129110, г. Москва, Проспект Мира, д. 52/1; тел. 681-37-21, т/факс 688-42-09
Исх. № 07.07 – 32 от 24.07.07 г.

                                                                                
Гендиректору ФГУП «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ»
      господину Генералову В. Н.
     
Уважаемый Владимир Николаевич!

В соответствии с ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 годы и на перспективу до 2015 года» (ФЦП АЭС) с этого года должно закладываться ежегодно строительство двух энергоблоков мощностью по 1 ГВт. К окончанию срока реализации ФЦП на российских АЭС должны быть введены в эксплуатацию десять новых энергоблоков общей мощностью свыше 11 ГВт, ещё десять энергоблоков должны будут находиться на различных стадиях строительства. Общая установленная мощность АЭС к 2015 году должна составить более 33 ГВт. На эти цели из бюджета выделяется 674,8 млрд. рублей.
Специалисты нашего института многие годы были строителями атомных электростанций, в том числе, Ленинградской, Курской, Смоленской, Запорожской, Калининской АЭС и других энергетических объектов, пройдя всю цепочку роста: от линейных ИТР, подготовки производства, проектирования - до руководителей строительства. При этом, в частности, лично я участвовал в пяти хозяйственных экспериментах, где при прочих равных условиях с коллективом единомышленников добивались повышения производительности труда и эффективности работы в 1,5-2 раза, а на отдельных стройках в 3-4 раза.
Достигали мы этого за счёт комплексного системного подхода к организации и управлению строительством (см. приложение 1). Но это были локальные эксперименты на отдельных объектах, стройках. В целом же в те времена, при повышенном внимании партии и правительства и сверхлимитном выделении ресурсов и средств, строительство 1-х энергоблоков мощностью по 1 ГВт в средней части России велось от 9 до 12,5 лет с превышением затрат свыше сметных в 1,7-1,9 раза. При этом на всех объектах наряду с техническим проектом специализированными институтами были разработаны ПОС (проекты организации строительства) и ППР (проекты производства работ), которые, с одной стороны, в своём большинстве имели существенные недоработки, с другой стороны, исполнялись строителями всего на 50-80 %. Но дело здесь не только в ПОС и ППР, а во всём комплексе вопросов (см. приложение 2).
Имея собственную высокоэффективную практику, изучив и систематизировав мировой и отечественный опыт, а также исследовав организацию строительства Калининской и Ростовской АЭС в современных условиях, мы утверждаем, что создание 3-х инжиниринговых компаний на базе «Атомэнергопроектов», передав им функции генпроектировщика и генподрядчика в надежде на снижении сроков реализации и стоимости проекта, может привести к желаемым результатам только при определённых исключительных условиях. Ссылка специалистов Росатома в обоснование такого решения на пример остановки строительства второго блока Таньваньской АЭС на семь месяцев из-за ошибки проектировщика говорит, как раз, о том, что ошибки, особенно при больших нагрузках и сжатых сроках, когда на тебя «давят» со всех сторон, бывают у многих, какие бы деньги не платили.

 И дело здесь не в деньгах и не в надзоре за всем процессом строительства. Проектные институты и сейчас составляют сметы и ведут авторский надзор за ходом строительства. Дело - в профессионализме, в умении пропорционально развивать, организовать и вести весь процесс и во всём его объёме: от изыскания, проектирования, стройиндустрии и производства оборудования, строительства (в том числе жилья, соцкульбыта для строителей, монтажников и т.п.), монтажа и наладки оборудования, средств контроля, связи, автоматики и защиты, до пуска и нормальной эксплуатации не одного – двух по одиночке и там, сколько получится блоков АЭС, а всех 20-ти блоков в срок до 2025 года, с высоким темпом строительства, надлежащим качеством и экономической эффективностью.

Такие исключительные условия возможны, если финансирование выделяться будет не на каждый блок АЭС, а на весь комплекс АЭС, стоящихся на одной или сопредельной территории, и если при этом инжиниринговые компании развивать будут все направления и всех участников строительства и пуска АЭС пропорционально необходимым темпам и качеству работ. Это позволит полностью изменить и заменить технологию строительства АЭС: от штучных долгостроев – к поточному крупно-блочному скоростному методу строительства, например, по аналогии с Запорожской АЭС. Всё это в целом относится к техническим решениям и при условии своевременной поставки оборудования повысит эффективность строительства АЭС до 40 %.

Проблема состоит в том, что согласно ФЦП АЭС финансирование распределено и выделяется строго на один-два блока АЭС по 1 ГВт. Решая узкие краткосрочные задачи строительства 1-2-х блоков АЭС, каждая инжиниринговая компания в отдельности не в состоянии развивать пропорционально во всём объёме все выше названные направления и всех участников строительства и пуска АЭС. Чтобы мы не говорили, а их первая функция - это техническое проектирование АЭС, принятие технических решений. Именно техническое проектирование они понимают лучше других дел, и развивать в первую очередь будут именно его, а всему остальному будут уделять внимание по остаточному принципу и в том числе из-за недостаточности средств. Связано это с нехваткой и низким качеством дорог, неразвитостью, отставанием стройиндустрии, заводов по производству оборудования, с отсутствием жилья и соцкульбыта для строителей, монтажников на новых стройках и т.п. При этом необходимо учитывать, что в России началось одновременно сразу несколько целевых программ по многим направлениям, и всем нужны профессиональные кадры, жильё, техника, оборудование, стройматериалы и т.п.

Наряду с этим в мировой практике имеется, а нами систематизирован и апробирован высокоэффективный опыт построения и обеспечение функционирования всей внутрен-ней организационной структуры, системы управления, социально-психологических и экономических отношений, как строительных комплексов и компаний в целом, так и их участков, цехов, бригад, для каждого конкретного периода строительства АЭС. И мы смеем утверждать, что для каждого периода - уклада развития строительства все эти отношения и методы их построения существенно отличаются между собой и должны соответственно изменяться (см. приложение 2). Зная, как строить эти отношения на практике, Институт системного развития государства, бизнеса, человека предложил разработать эффективную стратегию строительства и ввода атомных электростанций на 15-20-ть лет, а далее предложил совместно внедрять стратегию с инжиниринговыми компаниями, с Росатом на всём протяжении проектирования, строительства, введения АЭС. Только за счёт предложенных нами системного подхода и организационных мето-дов главным итогом концепции станет сокращение сроков и стоимости строительства в целом на 15 - 20 % дополнительно к названным выше техническим.

Вместе с тем совместно с Ассоциацией Строителей России, Центром «Оптима Проект» и другими организациями для строительства АЭС мы намерены взять на себя обеспечение кадрами и подрядными организациями. Просим принять нас в удобное для Вас время для доклада и консультаций по всему спектру изложенных вопросов.

Генеральный директор
Института, д.э.н., д.ф.н.                                                          Иванченко А. А.


Приложение 1 Приложение 2

вернуться к началу страницы обсудить на форуме