вернуться вернуться
версия для печати обсудить на форуме
 

Автономная некоммерческая организация

Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека


 Адрес: 129110, г. Москва, Проспект Мира, д. 52/1; тел. 681-37-21, т/факс 688-42-09

«Комплексный системный подход к скоростному
строительству АЭС»
План выступления:
1. Краткий анализ опыта предыдущих лет строительства АЭС                                         -       2 минут 
2. Скоростной поточный метод строительства АЭС по аналогии с Запорожской АЭС  -       5 минут 
3. Организация и управление, и пропорционально равное развитие
всех участников строительства АЭС                                                                                    -        4 минут 
4. Общие выводы и предложения                                                                                          -        4 минут   

1. Краткий анализ опыта предыдущих лет строительства АЭС
Все действующие АЭС заложены, построены ещё в Советском Союзе при повышенном внимании компартии и правительства СССР с высоким для тех лет выделением ресурсов и средств. Однако, строительство 1-х блоков АЭС по 1 ГВт в средней части России велось с увеличением нормативных сроков и затрат в 1,7-1,9 раза. Произошло это потому, что почти всех АЭС, за исключением Ленинградской и Запорожской АЭС, была нарушена стратегия развития строительства АЭС, когда главные корпуса начинали строить без необходимой инженерной и социальной подготовки, без дорог, без баз стройиндустрии, без жилья и объектов соцкульбыта, без коммуникаций и прочей инфраструктуры. 
Например, на Калининской АЭС сразу с начала (с 1974 года) приступили к строительству главных корпусов АЭС без дорог, строительной базы и без наличия жилья для строителей. К тому времени была построена только первичная пионерная строительная база (мощностью всего 10% от необходимой) и временный пионерный посёлок для небольшой группы строителей. Эти люди посредством пионерной базы должны были строить объекты стройиндустрии для строительства главных корпусов АЭС. Но вместо этого, большая часть работников и пионерных строительных мощностей были направлены на строительство нулевого цикла главного корпуса АЭС. Работы велись вручную под открытым небом с большими издержками. Это стало одной из главных причин того, что строительство 1-го энергоблока АЭС велось не 6.5 лет, как это предполагалось по первоначальному ПОСу, а 11.8 лет со значительным превышением сметных затрат.Тоже самое происходило на других АЭС.

2. Скоростной, поточный метод строительства АЭС по аналогии
 с Запорожской АЭС
Суть метода заключается в следующем. Во-первых, до начала строительства главных корпусов АЭС создаются дороги, базы стройиндустрии, жильё для строителей, социальная и производственная инфраструктура. И только на основе этого, когда все эти объекты начнут давать отдачу и когда будут созданы работоспособные трудовые коллективы, можно и нужно начинать строить главные корпуса АЭС. Затраты на жильё и стройиндустрию составят 20-30 % удорожания нормативных затрат на АЭС. Однако, в целом они сократят сроки строительства в 1.3 – 1.4 раза и общие затраты на 4-ре блока АЭС до 20 %. Выпуск электроэнергии в более ранние сроки позволит получить Атомэнерго-прому дополнительные доходы. Жильё можно было бы построить с участием действующей ФЦП «Жилище» и вновь готовящейся Минрегионразвития страте-гии массового строительства жилья до 2025 года, а также частного капитала.
Другими словами, затраты с начала строительства на дороги, на базы стройиндустрии, на жильё для строителей, на социальную и производственную инфраструктуру полностью окупят себя. Более того все эти объекты будут собственностью Атомэнергопрома, и будут переданы строителям в аренду на конкретный срок строительства. Далее на базе этих объектов энергетики сформируют свои трудовые коллективы и службы ремонта и капремонта основных фондов АЭС. То есть эти объекты: и жильё, и базы, и инфраструктура, - безусловно, нужны строителям, они значительно ускорят сроки и уменьшат затраты строительства, а в конечном итоге будут необходимы эксплуатационным службам АЭС и перейдут в их пользование.
Во-вторых, метод скоростного поточного строительства предполагает концентрации сил и средств на одной строительной площадке и ведение работ без остановки последовательно. Это означает, что на одной площадке выделение финансовых средств, проектирование, организация строительства и строитель-ство должны вестись не на одном - двух блоках АЭС, как это имеет место сейчас, а сразу на четырёх блоках - поточно. Поток представляет собой строительный конвейер, состоящий из четырёх, принципиально разделённых крупных специализированных строительных комплексов (потоков) следующих одних за другим: 1-й Поток (нулевых циклов) ® 2-й Поток (зданий и сооружений)® 3-й Поток (монтажа и наладки оборудования)® 4-й Поток (отделки и благоустройства). Первый Поток делает все земляные работы, инженерные сети, коммуникации, дороги, фундаменты и сдаёт их 2-му потоку. Второй Поток строит здания и сооружения с тепловым контуром без отделки и сдаёт их для монтажа оборудования 3-му потоку, а также для отделки и благоустройства 4-му потоку. Третий Поток выполняет монтаж и наладку оборудования на всех объектах и сдаёт оборудование заказчику. Четвёртый Поток ведёт отделку и благоустройство и сдаёт объект окончательно под «ключ».
Здесь можно перечислить не менее десяти преимуществ поточного метода по отношению к традиционному методу строительства, когда каждый подрядчик ведёт свой объект от начала до конца. Поточный метод за счёт специализации повышает профессиональную квалификацию работников, так как все блоки АЭС унифицированы (типовые) и Потоки переходят с первого сразу на второй и далее на третий и четвёртый блок АЭС. При этом здесь предусмотрена не узкая специализация, а комплексная со сдачей целого завершённого этапа работ. Каждый Поток сдаёт весь свой этап работ не только заказчику и техинспекции генподрядчика (инжиниринговой компании), но и следующему за ним Потоку, что значительно повышает требования к качеству, а далее и само качество работ.
Каждый Поток внутри себя организует и ведёт весь свой комплекс работ и приглашает тех или иных субподрядчиков самостоятельно, отвечает за них и координирует их работу. Поэтому генподрядчику, инжиниринговой компании не нужно контактировать напрямую с десятками субподрядчиков и отвлекаться на мелочные оперативные вопросы. Они должны вырабатывать стратегию, тактику, систему и общую координацию строительства АЭС в целом. И главное: они должны своевременно в полном объёме обеспечить все Потоки единым системным порядком, финансовыми ресурсами, техническими решениями, проектами, чертежами, ПОС и ППРами, жильём и объектами соцкульбыта, оборудованием, механизмами, а также основными материально-техническими ресурсами. Для этого у них должны быть единые для всех Потоков достаточно развитые и нормально функционирующие службы охраны, контроля, системных исследований, информатики, менеджмента и финансового обеспечения, а также проектные, технические, инженерные службы, службы жилищно-коммунального хозяйства, содержания зданий, сооружений, дорог, оборудования и транспорта, ГСМ и всех видов энергии, коммуникаций, средств связи, и диспетчерские службы общей оперативной координации и оптимизации производства.
Организованная, сбалансированная работа Потоков, генподрядчика, инжи-ниринговой компании позволит дополнительно сократить сроки строительства на 30-40% от традиционных сложившихся методов строительства. Сотрудники нашего Института собрали передовой опыт поточного строительства и сами неоднократно участвовали в его практическом внедрении на Калининской и Запорожской АЭС и на стройках топливно-энергетического комплекса Западной Сибири. Предлагаем свои знания и опыт для внедрения скоростного поточного строительства АЭС в целях обеспечения и реализации ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года».

3. Организация, управление и пропорциональное развитие всех участников строительства АЭС
Наряду с вышеизложенным следует отметить, что скоростное строительство АЭС и своевременный ввод каждого энергоблока невозможны без пропорцио-нально равного развития всех участников атомного энергопромышленного комплекса. Здесь очень важно знать и уметь добиться пропорционального развития в условиях дефицита кадров, материальных ресурсов и других проблем, которые имеют место уже сейчас, а далее ещё более обострятся при одновремен-ном действии множества федеральных, региональных и частных целевых программ строительства. Главной организационной структурной составляющей такого развития является создание холдинга Атомэнергопром, как единого атомного энергопромышленного комплекса РФ. Это организационное решение и его обеспечение при правильной постановке дела позволят сбалансировать пропорциональное развитие всех участников этого процесса.
Зная и исследуя опыт работы Минэнерго СССР и отделов, подразделений ЦК КПСС курирующих энергетику и топливно-энергетический комплекс, очень важно в первую очередь отметить и учесть их неэффективные результаты. К ним следует отнести: 1) разобщённость атомного энергопромышленного комплекса на разные ведомства; 2) недостаточность выделения средств и почти с 2-х кратное отставание строительства дорог, баз стройиндустрии, инфраструктуры, жилья и соцкульбыта для работников отрасли; 3) объекты АЭС на стадии их строительства делились между десятками субподрядчиков в таком количестве, что ими просто невозможно было управлять. При этом система строительства АЭС была построена так, что вместо централизованного организованного обеспечения каждый подрядчик сам неделями «выбивал», искал себе чертежи, технику, материалы, конструкции и т.п.; 4) кураторство, когда почти за каждым руководящим работником теста, главка, министерства, отделов ЦК КПСС закреплялся какой то конкретный вид работ, объект, стройка и эти работники вместо выполнения своих функциональных обязанностей, разработки стратегии и создания эффективной системы работы, занимались мелочной опёкой, подсчётам наличия людей на своих подшефных объектах и «выкручивания рук» строителям.
В этой связи вся система организации и управления Атомэнергопрома, с одной стороны, должна иметь общие принципы системного построения с применением программно-целевых методов и современных электронных средств управления, в том числе, с применением скоростного поточного строительства по аналогии с Запорожской АЭС. Всем подразделениям Атомэнергопрома должны быть жёстко установлены единые сбалансированные показатели, нацеленные и завязанные на конечный результат, на окончание конкретных этапов работ и ввод конкретных блоков АЭС. С другой стороны, каждому такому подразделению должны быть предоставлены достаточные свободы для творчества при реализации этих общих показателей. Поэтому система управления и контроля и в том числе автоматизированная с применением компьютерных программ должна предусмотреть такие свободы и исключить кураторство, многократное дублирование и мелочную опёку. АНО «Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека» обладает такими методами организации и управления и готов принять участие в их реализации.
 
4. Общие выводы и предложения
Для скоростного единовременного строительства до 20-ти и более блоков АЭС в условиях дефицита кадров и материальных ресурсов, при одновременном действии множества федеральных, региональных, частных целевых программ строительства, необходимо обеспечить следующее.
1. Комплексный системный подход, который строится на принципах развития жизненного цикла строительства АЭС с учётом эффективного передового опыта и всех реально сложившихся внешних и внутренних факторов. Чтобы всё выше изложенное системно анализировать и готовить управленческие решения, создать при совете ветеранов УСО ФА «Росатом» группу или аналитический центр по скоростному строительству АЭС.
2. Стратегия развития АЭС должна предусматривать концентрацию сил и средств на одной строительной площадке. Это означает необходимое и достаточное количество и качество дорог, баз стройиндустрии, жилья для строителей и служб эксплуатации, социальную и производственную инфраструктуру, а само строительство должно вестись поточным скоростным методом, по аналогии с Запорожской АЭС. Чтобы это обеспечить необходимо перераспределение финансирования в рамках ФЦП по АЭС
3..
4. 
Всё это вместе позволит в два раза сократить фактически сложившиеся длительные сроки строительства и удорожание стоимости, довести их до нормативных и сделать атомный энергопромышленный комплекс России действительно эффективным.      С уважением,

Генеральный директор
Института, д.э.н., д.ф.н.                                                          Иванченко А. А.
                                                                                                                                                                                                               
вернуться к началу страницы обсудить на форуме