РЕШЕНИЕ
ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ В ГОД СЕМЬИ.
Инновационный опыт, достижения, перспективы»
Участники конференции, разделяя обеспокоенность Президента и Правительства Российской Федерации процессами депопуляции населения России и снижения показателей здоровья человека, особенно учащихся детей и поддерживая курс государства на обеспечение роста населения страны, здоровья и образования людей, повышение конкурентоспособности государства и качества жизни, отмечают:
1. Развитие социума третьего тысячелетия обусловлено действием обще-мировой тенденции ускорения информационных, технико-технологических, материально-ресурсных, экономических, социальных, экологических и других изменений общества и условий жизни, что приводит к нарастанию количества новых проблем и задач в области сбережения, развития здоровья и образования и требует привлечения к их решению всех необходимых интеллектуальных, нравственно-духовных, законодательных, политических, административных, государственно-управленческих, муниципальных и других ресурсов общества.
2. Считать проведённую всероссийскую конференцию "ЗДОРОВЬЕ и ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ. Инновационный опыт, достижения и перспективы" своевременной, конструктивной и рекомендовать её ежегодное проведение с приглашением широкого круга специалистов для обмена опытом и более тщательной проработки и раскрытия достижений эффективных здоровье-сберегающих, развивающих и других образовательных знаний и технологий.
3. Принять за основу доклады по здоровью и образованию генерального директора АНО "Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека" и научного руководителя ГОУ Центра образования "Школа здоровья" № 1804 "Кожухово" для мотивации и разработки принципиальных предложений и обращений конференции в государственные, муниципальные, общественные, некоммерческие и коммерческие организации.
4. Так сложилось, что медицина своими хирургическими и химическими, фармацевтическими методами не восстанавливает здоровье людей, а только фрагментально воздействует на симптомы болезни и притупляет боль . При этом болезни, как правило, от нездорового образа жизни, неправильного питания, зашлаковки кишечника, печени, сосудов становятся хроническими, снижается иммунитет, и в обычном состоянии организм это не чувствует. Но при тех или иных нагрузках, стрессах люди часто простужаются и быстрее заражаются различными инфекциями, получают инфаркты, инсульты, рак и т.п.
Наиболее правильным выходом из этого состояния для повышения здоровья нации и каждого человека является трезвый здоровый образ жизни, куда входят: развитие иммунитета, гигиена, очистка организма, правильное питание, физкультура, спорт, социально полезный труд, отдых и сон, умение снимать нагрузки и восстанавливать свой организм.
5. Самой наболевшей проблемой в области здравоохранения является приоритетное финансирование средств лечения, а не профилактики заболеваний, и практически полное отсутствие финансирования разработок, направленных на повышение резервов здоровья и ресурсов человека и общества, что противоречит объявленному правительством курсу на приоритетность инвестиций в человека.
6. Развитие сферы платных медицинских услуг стимулирует поиск более дорогих, а не наиболее эффективных средств здравоохранения, что диктует необходимость создания новых механизмов самоуправления, позволяющих обеспечить развитие системы здоровьесбережения в направлении повышения результативности, а не стоимости.
7. Имеющаяся законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья школьников, слишком разнообразна, и она не обеспечивает в должной мере координацию действий федеральных и местных органов власти, лечебно-профилактических, правоохранительных, образова-тельных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора. Декларативность законов не позволяет также создавать точных подзаконных актов. В школах нет единых простых универсальных знаний, рекомендаций, методик по здоровой жизни, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, закладывается недостаточное и можно даже сказать малое время на здоровьесбережение в образовательном процессе. Размытым остаётся ответственность родителей и должностных лиц различного уровня за здоровье учащихся детей.
8. В реальной работе большинства образовательных учреждений вопросам здоровьесбережения или не уделяется должного внимания, или проводятся бессистемные мероприятия, не имеющие необходимого и даже элементарного научного обоснования. Вопросы здоровьесбережения часто игнорируются по сути, оставаясь красивыми фразами в планах и отчётах, и во многих школах не организована работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных (патогенных) факторов окружающей среды и образовательного процесса, не проводится формирование и укрепление здоровья школьников и т.п. Регулярно проводимые различными структурами (в частности, Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России) исследования – опросы, анкетирования, тестирования и т.д. – свидетельствуют, что по компетентности в вопросах здоровья и здорового образа жизни учителя находятся на уровне других специалистов с высшим образованием – инженеров, экономистов и т.д. Выясняется, что значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребёнка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребёнка и т.д. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Учителя в своём большинстве сами не здоровы и невольно подают пример своим воспитанникам.
9. Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек не наблюдается. В этом вина, как самого учителя, так и всей государственной системы, где отсутствует здоровьеразвивающая кадровая политика и многие годы образование и здравоохранение финансируется по остаточному принципу. Следует положительно отметить работу Правительства в части повышения заработной платы работников образования и здравоохранения. Однако она не столь велика, чтобы учитель смог позволить себе повышать квалификацию и улучшать качество своей жизни. Трудно ожидать заметных успехов в заботе о здоровье учащихся без изменения отношения к здоровью учителя и самого учителя к своему здоровью.
10. Немаловажной проблемой Российской системы школьного образования является недостаточно эффективное функционирование обычных общеобразо-вательных школ. В отличие от образовательных учреждений повышенного статуса (лицеев, гимназий и других подобных им) они изначально находятся в неравных стартовых условиях. К проблемам большинства таких школ можно отнести:
10.1 Государственное и муниципальное финансирование рассчитано на функционирование школы, а не на её развитие по согласованному плану, хотя это в целом общая проблема.
10.2 Дополнительное финансирование (гранты, выделение целевых средств) в большей степени касается общеобразовательных учреждений повышенного статуса (лицеев, гимназий, экспериментальных образовательных центров и других подобных им).
10.3 Классноурочная система, жесткие нормативы наполняемости классов, большое количество классов в параллелях, двухсменный режим работы школы (из-за нехватки помещений) не дают возможности для реализации оздоровительных занятий, кружков и программ индивидуального дифференцированного обучения, а также развитию концепции, предусматривающей реализацию многоуровневой и системной внеурочной работы школы.
10.4 Социальная незащищенность педагогов и отсутствие поддержки государства снизили престиж профессии учителя в обществе, что привело к возникновению кадровой проблемы: средний возраст учителя в обычной общеобразовательной школе – более 40 лет.
10.5 Отсутствует единая концепция воспитания школьников.
10.6 Слабая материально-техническая база школ, оснащённость спортзалов, отсутствие ресурсов для проведения качественной диагностики состояния здоровья и профилактики заболеваний учащихся.
10.7 Отсутствие в штатном расписании школы врача, специалиста по лечебной здоровьеразвивающей физкультуре, логопеда, руководителя школь-ного музея, освобожденных воспитателей, социального педагога, бухгалтера, специалиста по здоровым условиям, внутреннему климату и охране труда.
10.8 Профилактика наркотической, алкогольной и токсикологической зависимости учащихся школ со стороны государства строится по формальному признаку и возлагается в основном на администрацию школ, у которой в своём большинстве нет ни методической, ни финансовой базы для осуществления этой важной государственной задачи.
10.9. В связи с ростом количества школ повышенного статуса, которые набирают детей по особым критериям, на обычные общеобразовательные школы возрастает нагрузка по так называемым дезадаптивным детям, создание коррекционных классов в обычных школах министерством образования в последнее время не рекомендуется. В тоже время, адаптированных учебных программ для обучения дезадаптивных детей в условиях обычных классов нет.
11. Рост количества противоречивых рекомендаций, предлагаемых офици-альной наукой для решения новых проблем в области здоровьесбережения, и отсутствие механизма ответственности за последствия выполнения этих рекомендаций требуют рассматривать уровень развития здоровья личности и общества, как результат деятельности органов самоуправления.
12. Улучшение положения населения России, увеличение его численности и качества жизни могут быть обеспечены только в том случае, если управление развитием здоровья будет осуществляться по результатам, а не по факту нормативной организации процесса и количеству израсходованных средств.
13. Ускорение изменений условий жизни приводит к повышению скорости морального старения и жизненного несоответствия действующих нормативов, что для соответствия в свою очередь требует интенсификации инновационных процессов, аккумулирующих системные ресурсы государства, общества.
14. В соответствии с гл. 2, ст. 21, п. 2 действующей Конституции РФ никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам, что обуславливает необходимость развития инновационных процессов в области сбережения и развития здоровья и образовательных технологий в контексте создания новых форм и методов самоуправления с участием родителей, детей, для повышения жизненных ресурсов человека и общества.
15. Решение задач профилактики заболеваний, а также повышение резервов здоровья, образованности и жизненных ресурсов человека и общества возможно только за счёт развития инновационных моделей образования и интеграции усилий государства, общества и бизнеса, обеспечивающих развитие здоровья и конкурентоспособности человека и общества.
16. В практике российского образования и здоровьесбережения сложились модели, системы и коллективы, обладающие большими достижениями в вопросах сохранения и укрепления здоровья, развития человеческих ресурсов и повышения конкурентоспособности, которые могут быть использованы для реализации новых программ экономического развития России, объявленных государством.
17. Перспективными направлениями повышения ресурсов человека и общества представляются концепции, методологии и технологии Центрального института системного развития государства, бизнеса и человека, и развитие и распространение инновационной модели непрерывного образования ГОУ Центра образования «Школа здоровья» №1804 «Кожухово» города Москвы, а также эффективные образовательные патриотические и здоровьесберегающие технологии МОУ средняя школа № 1 г. Королёва, МОУ "Лицей № 3" им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова г. Дзержинский, МОУ Лицей № 10 г. Ставрополья и ряда других организаций.
18. И вместе с тем основной проблемой инновационного развития социума, государства является обеспечение системной увязки большого количества инноваций, их гармоничной интеграции в процесс развития общества.
19. Необходимым условием для организации здорового развития социума, государства третьего тысячелетия является создание экспериментальных площадок, позволяющих обеспечить системную интеграцию инновационных технологий в процесс развития образования, инфраструктуры и других сфер жизнедеятельности государства и общества в целом.
Учитывая перечисленные проблемы и особенности современного российского социума, а так же многолетние положительные результаты системной интеграции инновационных технологий в развитии принципиально новой модели образовательного процесса в условиях экспериментальных площадок ГОУ ЦО №1804 «Кожухово», а также эффективные образовательные патриотические и здоровьесберегающие технологии МОУ средняя школа № 1 г. Королёва, участники конференции приняли
РЕШЕНИЕ:
1. Выступить с инициативой открытия государственно-общественной научно-исследовательской работы федерального значения по теме: «Центры непрерывного инновационного образования здорового конкурентоспособного социума развивающейся России» в целях создания и распространения апробированных технологий системной организации инфраструктуры за счёт гармоничного сочетания традиционных и инновационных подходов к развитию здоровья, образования.
2. В состав исполнителей научно-исследовательской работы «Центры непрерывного инновационного образования здорового конкурентоспособного социума развивающейся России» целесообразно включить АНО «Центральный институт системного развития государства, бизнеса и человека», ГОУ Центр образования «Школа здоровья № 1804 «Кожухово» города Москвы, а также обратиться с предложениями к МОУ средняя школа №1 г. Королёва и к другим научным и образовательным учреждениям войти в состав исполнителей данной научно-исследовательской работы в рамках Всероссийского Общественного Движения «Здоровая жизнь – Здоровая Россия».
3. Выступить с инициативой организации на базе ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово» образовательного учреждения с новым статусом «Центр непрерывного инновационного образования здорового конкурентоспособного социума развивающейся России», в рамках которого будут реализовываться эффективные виды здоровьеразвивающих и других образовательных программ и готовиться профессиональные кадры.
4. Обратиться к АНО «Центральный институт системного развития государства, бизнеса и человека» и ВОД «Здоровая жизнь – Здоровая Россия» собрать, обобщить и систематизировать эффективные знания и опыт в области здоровой жизни, развития здоровья работающего населения и том числе учителей и родителей, и открыть в интернете постоянно действующий семинар.
5. Предложить исполнителям научно-исследовательской работы «Центры непрерывного инновационного образования здорового конкурентоспособного социума развивающейся России», «Центральному институту системного развития государства, бизнеса и человека», ВОД «Здоровая жизнь – Здоровая Россия» разработать концепцию нового долгосрочного Приоритетного Нацио-нального проекта «Здоровая нация», носящего интегрированный характер четырёх направлений: «Образование», «Здоровье», «Спорт» и «Культура» и обратиться к Правительству с предложением о разработке и внедрении в практику. Этот проект должен дополнить уже действующие Приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Образование», а не заменить их.
6. Рекомендовать государственным, муниципальным управленческим организациям и образовательным учреждениям использовать опыт Центра образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово», МОУ средняя школа №1 г. Королёва, МОУ "Лицей № 3" им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова г.Дзержинский и опыт работы центров и клубов здорового образа жизни.
В каждой школе педагогика должна стать здоровьеразвивающей. Её главной отличительной чертой является приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы школы, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья.
7. Обратиться к Министерству образования, к Государственной думе РФ о поднятии статуса «Школ Здоровья» с регионального уровня до всероссийского, с применением оплаты их труда в дополнительном объёме к их фонду оплаты:
а) 15 % при вхождении в статус «Школы Здоровья» и принятии на себя соответствующих обязательств, прав и ответственности;
б) плюс до 25 % по результатам четверти, года (например, 5% при удовлетворительном результате, 15% при хорошем и 25% при отличном результате).
8. Обратиться к Министерству образования РФ рассмотреть вопрос об обязательном прохождении учителями курсов повышения квалификации по вопросам сбережения и развития здоровья, физиологии и психологии детей и подростков. Наличие соответствующего свидетельства(обучение 1 раз в 5 лет) должно быть обязательным при аттестации педагогического работника.
Для этих целей рекомендовать создать специальный государственный университет с участием «Центров непрерывного инновационного образования здорового конкурентоспособного социума развивающейся России».
9. Поручить оргкомитету обобщить выступления и предложения участников конференции и на этой основе подготовить и направить обращения от имени участников конференции к государственным органам управления, муниципальным учреждениям, к общественным, некоммерческим и коммерческим организациям.
Решение подготовлено на основе предложений участников конференции, проходившей с 20 по 26 марта 2008 года, и принято большинством голосов
участников конференции 26.03.2008 года,
при 2-х воздержавшихся.
Сопредседатели ОРГКОМИТЕТА Конференции
Генеральный директор АНО «Центральный
институт системного развития государства,
бизнеса, человека», д. э. н., д. ф. н. |
|
А. Иванченко |
Научный руководитель ГОУ Центр образования
«Школа здоровья» № 1804 «Кожухово» | | А. Курбатов |
Секретари пленарного и итогового дней работы конференции: | | Л. Кузенова Я. Уланова |
- Боль – это системный энергетический датчик, который реагирует на все изменения в организме свыше нормы, для того чтобы сконцентрировать внимание к больному месту и включить «механизм» саморегуляции, самоврачевания. Но вместо того, чтобы устранять причины образования боли, современная медицина придумала и предлагает удалять и удаляет боль (при обычных заболеваниях) обезболивающими препаратами, то есть отключает и ослабляет работу энергетических датчиков и тем самым отключает механизм самоврачевания. Почти тоже самое делают различные экстрасенсы, маги (которых появилось огромное количество в условиях неэффективной работы медицины), ослабляя, снимая боль методами информационно-энергетического, психического воздействия.
|