вернуться вернуться
версия для печати обсудить на форуме
 
 

II-я Международная научно-практическая конференция
 «Информационные технологии в образовании, науке и производстве»

Доклад: «Комплексный системный подход к здоровью, образованию, интеллекту»

Докладчик генеральный директор АНО «Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека» д.э.н., д.ф.н. - Иванченко Александр Александрович


1. Кратко о институте и о единой цельной системной социальной функции:
здоровье, образование и интеллект - как функциональная подготовка к жизнедеятельности граждан России

АНО «Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека» является частной самодостаточной научно-исследовательской организацией. Работники нашего института десятки лет занимались сбором, систематизацией, внедрением эффективного передового опыта в разных социальных и производственно-экономических сферах. Обобщив и синтезировав эти знания в целом, впервые в мире нам удалось понять, сформулировать и всесторонне обосновать свод имеющих место и устойчиво действую-щих в единой матричной логике универсальных основополагающих и общих принципов жизнедеятельности любых систем природного мира. Посредством этих принципов выстраивается и обеспечивает действие всеобщая универсальная комплексная концепция (конституция) системной жизнедеятельности, по которой зарождаются, формируются, развиваются, строятся, функционируют, как мы убеждены и нашли этому убедительное подтверждение в рамках нашей метагалактики, все системы природного мира независимо от их размеров и функционального назначения. Эта концепция закладывается и передаётся любым вновь рождающимся системам от материнских - отцовских систем и от систем большего системного порядка. Именно поэтому природный мир и в космосе, и на планете Земля при всём своём функциональном многообразии, так взаимосвязан и дополним, прекрасен и схож в своём принципиальном системном зарождении, в структурном построении, в развитии.

Применяя эти общие универсальные системные принципы и основы, нам удалось спрогнозировать и выстроить теоретически по функциям и организационному устройству будущее высокоорганизованное саморегулируемое государство и определить этапы и пути движения к нему. По этим принципам и по этой концепции сознательно или по наитии, в процессе накопления опыта, создаются, созданы и функционируют высокоэф-фективные структуры бизнеса, результативные развивающиеся социальные организации, живут многие семьи, укрепляют своё здоровье и добиваются высоких результатов в жизни различные деятельные успешные люди. Именно поэтому в силу своего приклад-ного общего прагматичного характера во всех сферах жизнедеятельности эта концепция представляет собой огромное неоценимое практическое значения и за ней будущее.

На базе этой концепции мы сделали отдельные практические и готовим комплексные рекомендации по государственному устройству, дали принципиальные предложения по местному самоупралению, по созданию на пространстве СНГ качественно нового Евро-Азиатского союза, разработали технологию и концепцию скоростного строительства атомных электростанций (АЭС). (За последние 15-ть лет в России ввели пока только один блок АЭС мощностью 1000 Мвт, а за следующие 12-ть лет к 2020 году принято решение и хотят построить 20-ть новых таких блоков АЭС. Аналогичная программа строительства АЭС была провалена в СССР в 1970-80 годах, когда для этого выделялось неограниченное количество средств и ресурсов. Используя ошибки и опыт прошлых лет, мы предложили единственно возможную концепцию скоростного строительства АЭС в совремённых условиях).

Наряду с этим на совремённом этапе самым главным направлением работы нашего Института является комплексный системный подход к здоровью, образованию, которое в себя включает интеллект людей, как к единому целому функциональному направлению. Мы рассматриваем такое единство потому, что по природному системному определению здоровье и образование являются единой родительской, административной функцией, которая для всех систем природного мира называется функциональной подготовкой к жизнедеятельности данных систем. Грош - цена такому образованию, которое не учит: как сохранять и развивать своё здоровье, как выживать в разных сложных и в конкретных настоящих жизненных условиях, как правильно строить отношения в семье, в быту, в обществе и формировать ценностно-смысловую ориентацию на всех этапах и периодах жизни. Кому нужно такое образование, когда дети по окончании школы более чем на 90 % больны, когда получив различные узкие прикладные знания, не могут ориентироваться бороться в жизни и решать сложные, часто меняющиеся жизненные проблемы и задачи.

Именно поэтому, когда перед обществом стали задачи создания новых конкурентно способных высоко технологичных производств и развития общества во всех его сферах и направлениях, необходимы комплексные системные знания. Такие знания раскрывают все стороны жизни и принципы системного построения, которые рассматривают здоровье и образование, как единое целое, без чего невозможно полноценное функционирование. Общество с больными людьми – больное общество по определению. Знания и навыки здоровой жизни позволяют быть здоровыми естественными природными методами без медикаментов, хирургических и химических средств, за исключением  несчастных случаев и природных катаклизм (последствия которых посредством системных жизненных знаний можно предвидеть и в значительной степени уменьшить или даже избежать). Именно такие комплексные системные знания применительно к совремённым условиям должны преподаваться и закладываться детям на всех этапах их воспитания и образования.

2. Анализ состояния здоровья детей и образования в России

Прежде чем делать какие-либо предложения дадим краткий анализ состояния здоровья детей и образования в России. Так, по данным Всемирной Организации Здоровья, Россия по показателям здоровья нации находится на 127-м месте, а по продолжительности жизни мужчин занимает 134 место и жизни женщин – 100 место. Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, в России к моменту окончания средней школы наблюдается пятикратное ухудшение работы опорно-двигательного аппарата детей, которое влияет на общее самочувствие и функциональное состояние организма. Частота хронических болезней юношей возросла на 33,6 процента. Функциональные отклонения среди юношей 15-17 лет за последние 15 лет увеличились на 89 процентов, среди девушек - на 51,6 процента. Только 6% девочек до 14 лет здоровы, остальные имеют ту или иную патологию. Среди учащихся 11-х классов абсолютно здоровых не выявлено. В среднем каждый школьник имеет по два хронических заболевания. 83 процента школьников нуждаются в медицинской помощи.¹

У 30% юношей и девушек выявляется задержка полового развития, а 40% юношей и девушек имеют болезни, которые могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. Прямую угрозу представляют распространенность курения и употребления алкоголя среди школьников. В 10-11 лет курят 17% подростков и употребляют алкоголь до 39%, к 15-17 годам их число возрастает до 73%. К 30 годам эти люди становятся инвалидами и тяжелыми "хрониками". По сравнению с другими странами в России очень высока смертность от самоубийств. По данным Психологического института РАО, в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. Социальные последствия ухудшающегося состояния здоровья школьников, снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и военного потенциала общества и государства - это сегодня, как заявляет президент РАМН Михаил Иванович Давыдов, одна из самых важных проблем, требующих глубокого обсуждения, ибо несет в себе угрозу безопасности и самому существованию нации.

Здесь естественно напрашивается вопрос: «Почему же такое произошло?»

Во-первых, это ещё последствия, наследие «советско-коммунистической» системы (в которой мало распространялись, и почти не было знаний о здоровой жизни), а также, как следствие глубинного кризиса этой системы и революционной смены государственного устройства в 1991-93 годах. В это время вся страна была в тяжёлом экономическом положении и особенно система образования, которая финансировалась по остаточному принципу. В этот период в стране сложился острейший дефицит продуктов питания, медикаментов и это побудило либерал реформаторов - рыночников к свободному беспрепятственному открытию границ. А это в свою очередь позволило «завалить» страну дешёвыми низкокачественными, и часто суррогатными, генетически модифицированными вредными для здоровья продуктами питания, лекарствами, алкоголем, табаком, наркотиками и т.п., - доступными для, оказавшихся в нищете, с маленькими доходами большей части населения страны.

Во-вторых, наряду с этим для людей с большим достатком в страну завезено, а теперь и производится огромное количество высоко калорийных, перенасыщенных, излишне жирных, сладких, солёных, копчёных продуктов, алкоголя и табака, от которых, в частности, жители США держат во всём мире первое место по излишнему весу и сердечнососудистым заболеваниям и часть россиян уже догоняет их

В-третьих, хотели бы мы того или не хотели, но так устроена системная природа любого организма, что он постепенно привыкает ко всему и даже к ядам. Это воздействует на организм, накапливается в нём и приводит к его различным изменениям, на что организм реагирует посредством боли разной величины. Больэто системный энергетический датчик, который реагирует на все существенные изменения в организме свыше нормы, для того чтобы сконцентрировать внимание к больному месту и включить «механизм» самоврачевания. Но вместо того, чтобы устранять причины образования боли совремённая горе-медицина придумала, предлагает удалять и удаляет боль (при обычных заболеваниях) обезболивающими препаратами, то есть отключает и ослабляет работу энергетических датчиков и тем самым отключает механизм самоврачевания. Почти, то же самое делают различные экстрасенсы, маги (которых появилось огромное множество в условиях неэффективной работы медицины), удаляя, ослабевая боль методами информационно-энергетического и психического воздействия. При этом сама болезнь становится глубинной, хронической, снижается иммунитет и в обычном состоянии организм это не чувствует. Но при тех или иных нагрузках, стрессах люди часто простужаются и быстрее устают, заражаются различными инфекциями, получают инфаркты, инсульты, рак и т.п.

В-четвёртых, значительная часть людей, сторонников официальной медицины и особенно чиновников разного уровня возможно от незнания или просто в целях своих личных финансовых интересов (а это огромный бизнес) утверждает, что нужно увеличивать затраты на официальную медицину. Они часто приводят примеры, что в цивилизованных странах запада расходы на медицину в несколько раз, в частности, в США в 5-ть раз выше, чем в России. Поэтому, по их мнению, необходимо выделять значительно больше денежных средств и в первую очередь на лекарственные препараты.

Однако, что получается на самом деле в западных цивилизованных странах при широком использовании лекарственных химических средств:
1. Сегодня в западных странах мира выпускается более 200 тыс. наименований лекарств, при этом 70 % новинок не имеет терапевтических преимуществ.
2. Смертность от лекарственных отравлений поднялась на 4-е место в общей структуре смертности развитых государств. Летальный исход от применения синтетических лекарств происходит чаще, чем от дорожно-транспортных происшествий и рака.
3. 20-30 % госпитализаций происходит от лекарственных отравлений, вместе с тем на 15-30 % увеличиваются сроки лечения этих пациентов.
4. Массовая, поголовная вакцинация, бездумное провоцирующее воздействие на иммунную систему человека привели к новым болезням века: СПИДу и вирусу иммунодефицита.
5. И только 25 % заболеваний в западных странах имеют адекватные методы лечения.

Всё это в условиях бесконтрольности и коррупции государственной системы у нас в России имеет сегодня ещё более уродливые формы и значение. Например, когда в медицину идут люди далёкие от здравоохранения, когда медицинские деньги часто разворовываются, когда не редко врачи в сговоре с фармацевтическими торгующими компаниями навязывают дорогие плохо лечащие, временно действующие, а иногда и вредные медикаменты, делая людей зависящими от них. На всё это расходуется множество государственных и частных средств, а требуют всё больше и больше. Таковы краткие проблемы здравоохранения в целом и здоровья детей, в частности.

Теперь кратко принципиально рассмотрим системные проблемы образования.

Во-первых, имеющаяся законодательная и нормативная база, регламентирующая деятельность по охране здоровья школьников, слишком разнообразна и она не обеспечивает в должной мере координацию действий федеральных и местных органов власти, лечебно-профилактических, правоохранительных, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора. Декларативность законов не позволяет также создавать точных подзаконных актов. В школах нет единых простых универсальных знаний, рекомендаций, методик по здоровой жизни, здоровьесберегающих и здоровьеразвиваю-щих технологий, закладывается недостаточное и можно даже сказать малое время на здоровьесбережение в образовательном процессе. Размытым остаётся ответственность родителей и должностных лиц различного уровня за здоровье учащихся детей.

Во-вторых, в реальной работе большинства образовательных учреждений вопросам здоровьесбережения или не уделяется должного внимания, или проводятся бессистемные мероприятия, не имеющие необходимого и даже элементарного научного обоснования. Вопросы здоровьесбережения часто игнорируются по сути, оставаясь красивыми фразами в планах и отчётах, и во многих школах не организована работа по защите здоровья учащихся и педагогов от многочисленных негативных (патогенных) факторов окружающей среды и образовательного процесса, не проводится формирование и укрепление здоровья школьников и т.п. Регулярно проводимые различными структурами (в частности, Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России) исследования – опросы, анкетирования, тестирования и т.д. – свидетельствуют, что по компетентности в вопросах здоровья и здорового образа жизни учителя находятся на уровне других специалистов с высшим образованием – инженеров,  экономистов и т.д. Выясняется, что значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребёнка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребёнка и т.д. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. Учителя сами не здоровы и невольно подают пример своим воспитанникам.

Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек не наблюдается. В этом вина, мы полагаем, как самого учителя, так и всей государственной системы, где отсутствует здоровьеразвивающая информационная и кадровая политика и многие годы образование и здравоохранение разделённые по сути, не пропагандируют здоровый образ жизни и финансируется не системно, бесцельно или не на те цели. Следует положительно отметить работу Правительства в части повышения заработной платы работников образования и здравоохранения. Однако она не столь велика, чтобы учитель смог позволить себе повышать квалификацию и улучшать качество своей жизни. Трудно ожидать заметных успехов в заботе о здоровье учащихся без изменения отношения к здоровью учителя и самого учителя к своему здоровью. Но одно известно точно: для здоровой жизни нужны в первую очередь знания и большое желание, а денег нужно значительно меньше, чем при традиционном расходовании, питании и использовании медикаментов.

В-третьих, немаловажной проблемой Российской системы школьного образования является недостаточно эффективное функционирование обычных общеобразовательных школ. В отличие от образовательных учреждений повышенного статуса (лицеев, гимназий и других подобных им) они изначально находятся в неравных стартовых условиях. К проблемам большинства таких школ можно отнести:

  1. Гос. и муниципальное финансирование рассчитано на функционирование школы, а не на её развитие, хотя это в целом общая проблема.
  2. Дополнительное финансирование (гранты, выделение целевых средств) в большей степени касается общеобразовательных учреждений повышенного статуса (лицеев, гимназий, экспериментальных образовательных центров и других подобных им).
  3. Классно-урочная система, жесткие нормативы наполняемости классов, большое количество классов в параллелях, двухсменный режим работы школы (из-за нехватки помещений) не дают возможности для реализации оздоровительных занятий, кружков и программ индивидуального дифференциального обучения, а также развитию концепции, предусматривающей реализацию многоуровневой и системной внеурочной работы школы.
  4. Социальная незащищенность педагогов и отсутствие поддержки государства снизили престиж профессии учителя  в обществе, что привело к возникновению кадровой проблемы: средний возраст учителя в обычной общеобразовательной школе – более 40 лет.
  5. Отсутствует единая концепция воспитания школьников.
  6. Слабая материально-техническая база школ, оснащённость спортзалов, отсутствие ресурсов для проведения качественной диагностики состояния здоровья и профилактики заболеваний учащихся.
  7. Отсутствие в штатном расписании школы врача, специалиста по лечебной здоровье развивающей физкультуре, логопеда, руководителя школьного музея, освобожденных воспитателей, социального педагога, бухгалтера, специалиста по здоровым условиям, внутреннему климату и охране труда, здоровья.
  8. Профилактика наркотической, алкогольной и токсикологической зависимости учащихся школ со стороны государства строится по формальному признаку и возлагается в основном на администрацию школ, у которой в своём большинстве нет ни методической, ни финансовой базы для осуществления этой важной государственной задачи.
  9. В связи с ростом количества школ повышенного статуса, которые набирают детей по особым критериям, на обычные общеобразовательные школы возрастает нагрузка по так называемым дезадаптивным детям, создание коррекционных классов в обычных школах министерством образования в последнее время не рекомендуется. В тоже время, адаптированных учебных программ для обучения дезадаптивных детей в условиях обычных классов нет.
3. Краткая информация и предложения о здоровой жизни и эффективному образованию

Всё сказанное не означает, что сегодня нет знаний о естественной здоровой жизни, нет эффективных здоровьеразвивающих технологий и других качественно новых знаний и образовательных технологий. Сегодня собран опыт и имеется немало знаний о здоровой жизни и передовых школ, где внедряются эффективные здоровьесберегающие образовательные технологии и новые более качественные жизненные знания. К ним, в частности, относятся ГОУ «Школа здоровья» №1804 «Кожухово», ГОУ школа «Лукоморье» № 1995 «Братеево» г. Москва, общеобразовательная школа № 1, г. Королёв, МОУ «Лицей № 3» им. Главного маршала авиации А. Е. Голованова г. Дзержинский Московской области, «Лицей № 10» г. Ставрополья.

Каждая из этих школ идёт своим собственным авторским путём и добивается в той или иной мере своих результатов образованности, здоровья и интеллекта учащихся и это прекрасно. Но ещё было бы эффективней если бы они объединили свои усилия, знания, технологии, систематизировали бы их совместно. Это, в частности, уже делается нашим институтом, подготовлены частично и готовятся комплексные предложения для других школ, департаментам, министерству образования, Правительству, Госдуме и Президенту. Я надеюсь, что уже на нашей конференции мы сумеем обсудить, исследовать проблемы, обменяться опытом и подготовить часть таких предложений. В этой связи хотелось бы отметить, что совсем недавно по инициативе ряда сберегающих и развивающих здоровье некоммерческих и общественных организаций, школ, а также увлечённых здоровым образом жизни граждан учреждено общественное движение «Здоровая жизнь – здоровая Россия». В этом движении здоровье и образование рассматривают основополагающей единой задачей, которую оно намерено решать на всех уровнях по всей России в развитие поставленных целей и ориентиров действующим Президентом России Дмитрием Медведевым и председателем Правительства Владимиром Путиным.

Первичной рабочей задачей этого движения на наш взгляд является необходимость для всех воспитательных и образовательных учреждений с творческим участием всех желающих доработки собранных и собираемых универсальных комплексных системных знаний и технологий обеспечения, развития здоровья и образования. Важнейшими составляющими таких знаний должны быть природные принципы и методы системной жизнедеятельности, системного развития, саморегуляции и самоуправления, которые, например, открыты и системно изложены специалистами нашего института. И далее на их основе таких знаний должны разрабатываться, апробироваться и внедряться в жизнь, в практику школ простые воспитательные, образовательные методики развития здоровой жизни и интеллекта. И такие примеры имеются.

По нашей оценке, наибольших успехов в оздоровлении дошкольников и школьников добились в Государственном образовательном учреждении (ГОУ) Центр образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово» в Москве. Данное  образовательное учреждение создано в 1990 году, существует и развивается на основе самоуправления, осуществляемого органами местного самоуправления, родителями, педагогами и учащимися. Статус «Школа здоровья» - государственно-общественный, где в одном юридическом лице собраны центр образования родителей, ясли, детский сад, общеобразовательная школа, центр искусства, науки и спорта. Вся деятельность ГОУ № 1804 подчинена единой ценностно-смысловой ориентации детей, а их там более 1000 человек. Используя собственные оригинальные методики, ГОУ создал благотворительный социум, содействующий эффективному воспитанию, образованию, развитию интеллекта и здоровья детей.   

По принципиальным соображениям, в Центре образования «Кожухово» нет специализированных классов в области науки, искусства, физкультуры, спорта. Дети пробуют себя факультативно во всех направлениях, так как в Центре образования имеется 150 секций, кружков и кафедр. Дети сами в дискуссиях между собой, в режиме самоуправления и с помощью опытных педагогов развивают свои знания, своё здоровье и свою ценностно-смысловую ориентацию и в преимущественном большинстве сами приходят к положительной социальной направленности. Система знаний, разработанная авторским коллективом ГОУ «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово», позволяет утверждать, что наибольшее значение для гармоничного развития человека в условиях агрессивной информационной среды имеет изучение истории отечественной духовности, патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к семье, к своей родословной ветви, к людям, к себе.

За 17-ть лет кропотливой новаторской работы, объединив в одном юридическом лице множество образовательных, спортивных, творческих направлений, «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово» в условиях одного их самых криминогенных районов г. Москвы обеспечивает стабильное одновременное повышение показателей воспитанности, обученности, интеллекта и здоровья. Здесь удалось полностью ликвидировать детскую преступность, наркоманию, алкоголизм, безнадзорность, беспризорность и другие негативные явления среди обучаемых детей.

Если к моменту открытия Центра образования более 80% детей испытывали необходимость в коррекционной педагогике, то уже через два года таких детей осталось только 5%. Еще через два года 25% учащихся стали победителями предметных олимпиад, творческих конкурсов и спортивных соревнований различного уровня от районного до международного. В дальнейшем этот показатель неуклонно рос: если 2003/04 м учебном году он составлял около 120 %, то уже в 2007/2008 учебном году составил 702% побед от числа учащихся. Другими словами, в среднем один учащийся в течение 2007/2008  учебного года побеждал в 7-ми предметных олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.

Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека много лет собирает, систематизирует и внедряет эффективный передовой опыт хозяйствования, организации и управления, образования и здоровой жизни. И хотя знания и умения это разные системные разделы и их очень непросто сочетать, мы научились это делать, особенно, при внедрении прогрессивного передового опыта. Именно поэтому между Институтом и Центром образования «Школа здоровья» № 1804 «Кожухово» сложились устойчивые партнёрские договорные отношения по внедрению опыта школы Кожухово и мы работаем совместно, как единое полное творческое товарищество под общим руководством Института.

Наряду с этим также интересен московский опыт создания при муниципалитетах самоуправляемых клубов здоровья. Такие клубы здоровья по нашему мнению нужно создавать при всех муниципальных образованиях и в крупных организациях и в школах Российской Федерации. Этот положительный опыт в течении наш институт уже имеет сегодня и обобщает его результаты.

Говоря о здоровье, о здоровом образе жизни, о том, как выживать, развиваться и что делать каждому конкретному человеку, для начала обратимся к опыту специалистов по долголетию, долгожителей и в первую очередь к опыту Поля Брэгга, который исследовал образ жизни больше тысячи человек, проживших более ста лет, и сам умер случайно здоровым в возрасте 96 лет, плавая стоя на доске в шторм в океане. В детстве у него было очень слабое здоровье, и в 14 лет он чуть не умер от туберкулёза, после чего он дал себе обет: стать здоровым и жить долго, и занялся сбором знаний здоровой жизни и активного долголетия. Его книги в этой области можно назвать шедеврами.

Во всём мире его примеру последовали сотни тысяч человек. Многие из них сами оздоровили себя и стали активными специалистами долгожителями, добились и добиваются успехов в жизни. В целом здесь нет никакого чуда. Это под силу каждому человеку, и даже инвалидам с детства. А самое главное для крепкого здоровья не нужно много денег. Более того, кто системно развивает иммунитет, соблюдает гигиену и питается естественной генетически не модифицированной пищей, кто разумно трудится, занимается физическими упражнениями, движется, умеет расслабляться без допингов, снимать свои внутренние напряжения, быть активным, социально ориентированным – тот живёт долго, здоровой, полноценной жизнью. При этом денег и затрат времени у него на всё это уходит значительно меньше, чем у других.

4. Общие выводы по здоровью и образованию

Необходимо собрать, обобщить и систематизировать эффективные знания и опыт в области здоровой жизни и интеллекта, развития здоровья и образования учителей, родителей, учеников. Для этого предлагаем обратиться к сообществу учёных, специалистов заняться этой проблемой, дать свои предложения, в том числе, для внесения в федеральный закон о образовании в РФ.

Дать принципиальные предложения и обратиться к Правительству РФ о разработке и внедрении в практику нового долгосрочного Приоритетного Национального проекта «Здоровая нация», носящего интегрированный характер четырёх направлений: «Образование», «Здоровье», «Спорт» и «Культура». Он должен дополнить уже действующие Приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Образование», а не заменить их.

Министерству образования РФ рассмотреть вопрос об обязательном прохождении учителями курсов повышения квалификации по вопросам сбережения и развития здоровья физиологии, психологии детского и подросткового организма. Наличие соответствующего свидетельства(обучение 1 раз в 5 лет) должно быть обязательным при аттестации педагогического работника. В этих целях создать специальный университет.

Выступить с инициативой открытия на базе в ГОУ «Школа здоровья» №1804 «Кожухово» и АНО «Центральный институт системного развития государства,      бизнеса, человека» государственно-общественной научно-исследовательской работы федерального значения по теме «Непрерывное инновационное образования здорового интеллектуального социума третьего тысячелетии».

         Д. э. н., д. ф. н.                                                                                        А. Иванченко                                                                                                                                                               

¹    - "ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА", 25 октября 2006г.
Вместе с тем в России высок уровень смертности людей трудоспособного возраста, а смертность детей разных возрастов в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. По утверждению президента РАМН Михаила Давыдова показатели психической болезненности детского населения и подростков в 2 раза выше, чем взрослых, и имеют неуклонную тенденцию к росту. Очень высока смертность от самоубийств по сравнению с другими странами. По данным Психологического института РАО, в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%.      
вернуться к началу страницы обсудить на форуме