Здоровье и образование   Государство, бизнес, самоуправление   Евроазиатский союз   Мировоззрение, наука, духовность  
 
Государство, республика, край, область Бизнес, предпринимательство Гражданское общество Местное и другие формы самоуправления

на главную

карта сайта

институт системного развития

контакты

публикации

добавить в избранное

ссылки

заказать книгу

новости

форум, доска объявлений

поиск по сайту

документы

часы

 

Что и как делать сегодня ?

Автор доклада Иванченко А.А.

 

Административная реформа, подготавливаемая с июня 2003г. правительством РФ по требованию президента, периодически заходит в тупик, о чём часто пишется в прессе. Например, аналитики газеты «Коммерсантъ» на основании проведённых за пол года исследований утверждают, что правительство само себя реформировать не сможет и эта бюрократическая реформа скоро зайдёт в полный тупик. Президенту ничего другого  не останется, как искать административного реформатора – политика. Президенту нужен свой Чубайс, так как административная реформа должна решить задачи вполне сопоставимые с теми, что сумел решить комиссар приватизации. Именно политик, наделённый комиссарскими полномочиями (а значит, доверием президента), может принять ключевые для административной реформы задачи ( -  Начать  перестройку с себя. П. Нетреба, А. Багров.  Газета Коммерсантъ (ъ) 21.01. 04 г.  – с. 1.). Автор настоящего доклада во многом согласен с выводами аналитиков «Ъ», но столкнулся с тем, что ответы на вопросы:

какие это задачи, что делать и с чего начинать? – у многих специалистов разные.

Объясняется это тем, что большинство управленцев не знает теории государственного устройства, которая пока не получила широкого распространения. Не случайно прогнозов на тему: что из себя должно представлять организованное развитое государство и как его строить? - очень мало. Как правило, эти прогнозы базируются на полной фантазии их авторов или на историческом опыте государственного строительства развитых стран. Исторический опыт развитых стран, безусловно, нельзя не учитывать, однако построить новое развитое государство на старом опыте невозможно. Поэтому из старого опыта возьмём только принципиальную универсальную системную мудрость, а основной упор для понимания сделаем на достижениях передовых крупных корпораций в системном строительстве и на природные органические системы, на принципы их жизненного цикла, развития, деградации, внутрисистемной организации и саморегуляции, которые подробно рассмотрены в книге автора: «Всеобщая универсальная комплексная концепция системной жизнедеятельности природы, общества, бизнеса, человека» и  кратко представлены выше.
Для того чтобы реформировать государственную систему, следует понимать принципиальную роль государства на совремённом этапе и, в частности, его взаимодействие с такой базовой ведущей составляющей общества, как предпринимательство. Российскоегосударство, как известно, имеет федеративное устройство и объединяет всех своих участников не только своей территорией, но и своим именованием, символикой, языком, культурой, информационным и законодательным пространством, правовой и силовой защищённостью, социальной, экономической и производственной инфраструктурой. Российское государство в лице своей верховной федеральной законодательной и исполнительной власти на основе действующих конституции, кодексов, законов является субъектом международного права и международных отношений. Эти отношения строятся на целом комплексе гласных и негласных правил, исключений, законов, интересов, целей, договоров и договорённостей, центральными из которых являются экономические. Успехи государства, какую бы силовую или миротворческую политику оно ни вело, во многом зависят от его экономической мощи, развития предпринимательства, бизнеса. Никакие запасы, накопления, средства любого государства, как и любой системы, не бывают вечными и требуют постоянного пополнения, обновления. Поэтому государство не может быть сторонним наблюдателем всех этих процессов, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Здесь нужно особенно отметить, что любое государство в лице своей законодательной и исполнительной власти должно не просто создавать условия для предпринимательства и собирать налоги для своего функционирования и развития, оно независимо от своего желания, безусловно, является участником предпринимательства.

 Объясняется это следующим:

Во-первых, государственные органы управления, для того чтобы создать цивилизованные правовые, организационные стимулирующие условия для предпринимательства на системном, профессиональном уровне, должны знать не только принципы и основы их формирования, но обязаны квалифицированно разбираться в тонкостях и особенностях предпринимательства, проводить их комплексные системные исследования для каждого нового периода, отрезка времени.

Во-вторых, государство в лице своих федеральных и региональных органов управления и специализированных институтов разрабатывает концепции, стратегии, программы мировоззренческого, информационного, правового, оборонно-силового, организационно-административного, социального, экономического, научно-технического, энергетического, транспортного и прочего инфраструктурного обеспечения и развития с учётом всех меняющихся внешних и функциональных внутренних условий, факторов, средств, ресурсов.

 В-третьих, государство посредством своих исполнительных органов является генеральным заказчиком всех своих утверждённых федеральных и региональных программ и проектов, контролёром, закупщиком, приёмщиком и содержателем товаров, продуктов, медикаментов, средств, оборудования, зданий, сооружений, объектов инфраструктуры.

В-четвёртых, государство, являясь главным субъектом международных отношений, в лице своей исполнительной власти, центрального банка, с одной стороны, является государственным эмитентом и заёмщиком финансовых, золотовалютных средств, ценных бумаг, с другой стороны, служит поставщиком гуманитарной, экономической помощи, продавцом вооружений, энергоресурсов, земли, лоббистом экспортно-импортных экономических интересов на мировом рынке всех видов бизнеса данного государства, регулятором ценовой политики и тому подобное.

Перестройку государственной системы РФ следует проводить на базе выше сказанного с разграничением полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и их подразделениями с учётом всех сложившихся принципиальных жизненных реальностей (конституции, территорий и т.п.). Начинать реформу необходимо с создания мозговых центров саморегуляции одновременно по двум общим системным направлениям: системно-производящему и системно-производительному, - которые называются блоками органов системно-производящей и системно-производительной саморегуляции.
Но самой первой главенствующей государственной мозговой структурой является теоретически и должен стать практически блок служб, сфер системно-производящей саморегуляции, который включает в себя системно-логические службы и силовые структуры и в целом должен возглавляться президентом РФ. При этом системный, социальный, финансово-экономический контроль, так же как и системный, социальный, финансово-экономический анализ, расследования должны быть выделены в единые государственные службы. А также созданы службы системного, социального, финансово-экономического синтеза, разработки норм и концепций, путей, программ системной жизнедеятельности, врачевания и развития государства и общества. Системных социальных норм и концепций должны разрабатываться специалистами, обладающими фундаментальным научным мышлением, синтезом, знаниями принципов и основ системного построения. А пути и программы системной жизнедеятельности, врачевания и развития государства и общества должны разрабатываться специалистами, способными ставить реальные цели и задачи и под них разрабатывать конкретные научно-практические пути, программы по всем направлениям жизнедеятельности государства и общества. Эти нормы и концепции, пути и программы системной жизнедеятельности, врачевания и развития принимаются думой, советом федерации и утверждаются президентом. Наряду с этим в блок сфер системно-производящей саморегуляции, входят судебные, дискуссионные и информационно-аналитические организации (печатные, радио и, т\в программы) политические партии, идеологические и религиозные общественные организации, которые обладают статусом юридического лица с самостоятельно формируемым бюджетом,  деятельность которых определяется и регулируется законом.
Второй главенствующей государственной мозговой структурой должен стать блок служб системно-производительной саморегуляции, который включает в себя технические службы, разделённые по содержанию и форме, и тесно взаимодействующие со службами технической информации и техническими судами. Такой блок служб должен быть создан при правительстве РФ во главе с первым вице-премьером, который должен быть наделён премьерскими или вице-президентскими полномочиями по технической политике с целью перестройки и развития производительных средств и сил РФ. К нему в подчинение переходят все технико-технологические, энергетические, материально-ресурсные, транспортные министерства, которые укрупняются в три службы и из которых выделяются в унитарные все государственные предприятия. В сферу деятельности блока служб, сфер системно-производительной саморегуляции входят все подразделения, академии, институты, университеты, общественные организации научно-технической направленности, как фундаментального, так и прикладного порядка, а также технические судебно-рассудительные, дискуссионные, архивно-библиотечные и техническо-информационные организации, которые имеет свою юридическую самостоятельность и работающие на общую техническую политику, на развитие производительных средств, сил, ресурсов общества, государства.
Премьер министру остаются: организационно-административные функции (оргструктура и функции всех структурных подразделений РФ, рождаемость, регистрация, медицина, здоровье; функциональная подготовка и переподготовка организаций и кадров, начиная с дошкольного возраста, их аттестация и лицензирование организаций; принятие конкретных планов, графиков работ, деятельности и на их базе  расстановка кадров и распределение объёмов работ среди кадров и организаций на конкурсной основе; утверждение административного распорядка, обеспечение административно-бытовых условий, чистоты и порядка; приёмка работ с утверждением актов исполнения); социальные функции (социально-психологическая адаптация, формирования микроклимата и имиджа российских организаций, товаров, обеспечение состязательно-спортивной, культурно-массовой и культурно творческой деятельности и т.п.): финансово-экономическая деятельность РФ (экономические критерии и в том числе ценообразование, сбор налогов, золото валютное и финансовое обеспечение, страховые компании, банки, ценные бумаги, хозяйственный расчёт, оплата труда, пенсии и т.п.)   

 

30 сентября 2007 г. в Москве состоялся III Всероссийский Медиафорум. В работе Медиафорума принял участие Первый заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Медведев.

- Стоит ли в будущем ожидать укрупнения регионов путем слияния? Если да, то каких регионов это коснется в первую очередь ?
Интернет сайт ПолитСибРу, Алтайский край

- Укрупнение регионов не является самоцелью. Главное это улучшение качества жизни людей. Прежде всего, необходимо волеизъявление (референдум) граждан на объединение субъектов Российской Федерации, в которых они проживают. Одновременно следует иметь в виду, что объединение субъектов Российской Федерации является довольно сложным и длительным процессом.
В соответствии со статьей 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" в составе Российской Федерации образованы следующие новые субъекты Российской Федерации:
1. С 1 декабря 2005 г. Пермский край (в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа);
2. С 1 января 2007 г. Красноярский край (в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа);
З.С 1 июля 2007 г. Камчатский край (в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Камчатской области и Корякского автономного округа).

В ближайшем будущем будут образованы еще два новых субъекта Российской Федерации:
с 1 января 2008 года Иркутская область (в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа);
с 1 марта 2008 года Забайкальский край (в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа).

В соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом инициатива объединения субъектов Российской Федерации в новый субъект принадлежит субъектам Федерации и не может быть предложена федеральными органами государственной власти, включая Правительство Российской Федерации. Любые высказывания и публикации на эту тему любых лиц, в том числе руководства высших органов государственной власти Российской Федерации, остаются лишь мнением и не влекут юридических последствий. Федеральные органы не вправе принимать какие-либо обязательные и даже рекомендательные решения по вопросу объединения субъектов Российской Федерации.
Инициатива объединения принадлежит не только органам государственной власти субъектов Российской Федерации, но и населению, которое в конечном итоге и решает данный вопрос на референдуме.
Следует отметить, что объединение регионов России позволит добиться улучшения социально-экономических условий жизни населения, создать единую инфраструктуру в объединенных субъектах Российской Федерации, сократить численность чиновничьего аппарата и расходы на его содержание, а в ряде случаев решить проблему дефицита управленческих кадров.
Следует подчеркнуть еще раз, что объединение регионов России дело сугубо добровольное, при этом самое главное, чтобы граждане отчетливо понимали преимущества и выгоды, которые появятся у них в результате объединения. Поэтому подходить к этому вопросу формально, решать его административными методами, давать указания, кому следует объединяться, а кому нет, дело неблагодарное.

- В связи с реформой местного самоуправления, как будут меняться (если будут) межбюджетные отношения между регионами и центром. У регионов много полномочий, но очень не хватает средств. Это конечно не затрагивает нескольких регионов - доноров.
Александр Митрошин, ТТРК "Орел"

- Становление системы межбюджетных отношений между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в рамках реформирования местного самоуправления началось с принятия законов, утвердивших базовые принципы и механизмы формирования и взаимодействия региональных и местных бюджетов.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены принципы территориальной организации местного самоуправления, закреплены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения по типам муниципальных образований, установлены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из регионального бюджета местным бюджетам.

Создана нормативная база для реализации бюджетной политики на территориях муниципальных образований, что создало условия для формирования самостоятельных бюджетов в почти половине вновь образованных муниципальных образований.

Существенное увеличение количества муниципальных образований (особенно поселенческого типа) и различия уровня их социально-экономического развития привели к значительной дифференциации налогового потенциала местных бюджетов и финансовой обеспеченности расходных полномочий органов местного самоуправления. В этой связи возрастает роль межбюджетного регулирования по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и оказанию финансовой помощи органам местного самоуправления, решение которых отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях повышения эффективности межбюджетных отношений и создания стимулов по укреплению доходной базы местных бюджетов на период 2006-2008 гг. были предоставлены дополнительные права субъектам Российской Федерации, предусматривающие возможности:
- установления дифференцированных нормативов в местные бюджеты не только от налога на доходы физических лиц, но и любых федеральных и региональных налогов и сборов в счет замены финансовой помощи местным бюджетам;
- предоставления финансовой помощи бюджетам поселений не только из подушевого трансферта, но и исходя из бюджетной обеспеченности.

Вместе с тем необходимо отметить, что объем доходов местных бюджетов на 2007 г. определен в сумме 1687,3 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 10,9 процента или на 165,7 млрд. рублей. Расходы местных бюджетов составят 1768,5 млрд. рублей с превышением уровня 2006 года на 17 процентов или на 257,1 млрд. рублей. На 2007 год запланирован дефицит в сумме 81,2 млрд. рублей.

Фактические поступления по доходам местных бюджетов на 1 июля 2007 года составили 841,6 млрд. рублей, что выше показателей за аналогичный период 2006 года на 30,8 процента или 198,2 млрд. рублей. Исполнение по расходам за первое полугодие 2007 года составило 766,2 млрд. рублей или с ростом к показателям аналогичного периода 2006 года на 27,5 процента или 165,4 млрд. рублей. Местные бюджеты в первом полугодии т.г. исполнены с профицитом в сумме 75,4 млрд. рублей. В общем объеме профицита местных бюджетов 56,8 процента занимают городские округа, муниципальные районы - 34,8 процента, поселения - 8,4 процента.

Таким образом, исполнение местных бюджетов в 2007 году показывает, что принятые муниципальными образованиями расходные обязательства в целом были обеспечены финансовыми ресурсами с учетом финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации, исполнение которых в текущем году осуществляется также устойчиво. Анализ и оценка исполнения местных бюджетов свидетельствуют о реальных возможностях органов местного самоуправления по выявлению внутренних резервов экономии расходов и увеличения доходов местных бюджетов.

При этом необходимо отметить, что в целях дальнейшего развития бюджетных взаимоотношений между регионами и муниципальными образованиями в текущем году на постоянной основе начинает использоваться такой механизм межбюджетного регулирования, как закрепление за местными бюджетами единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также дифференцированных нормативов отчислений в счет замены финансовой помощи. Применение этих мер наиболее предпочтительно в регионах, испытывающих недостаток средств на финансирование полномочий местного значения.

В настоящее время готовятся законодательные предложения в виде поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации о целесообразности закрепления указанных механизмов межбюджетного регулирования на постоянной основе. В условиях завершения разграничения доходных источников между всеми уровнями публичной власти основной задачей органов государственной власти и местного самоуправления будет являться решение вопросов, связанных с повышением эффективности и качества управления муниципальными финансами.