Здоровье и образование   Государство, бизнес, самоуправление   Евроазиатский союз   Мировоззрение, наука, духовность  
 
Комплексный системный подход Наука, логика жизни История Духовность жизнедеятельности

на главную

карта сайта

институт системного развития

контакты

публикации

добавить в избранное

ссылки

заказать книгу

новости

форум, доска объявлений

поиск по сайту

документы

часы

 

Во все времена человечество стремилось понять:

иллюстрацияЧто, из себя, представляет, и как произошёл природный мир, во всём своём ногообразии? Мироустройство считалось и считается основой любого мировоззрения и любой жизненной идеологии. Именно поэтому здесь имелось и имеется множество различных мнений, гипотез, учений, часть из которых получила значительное общественное признание.

Наиболее ранние из них дошедшие до наших дней являются учения, считающие, что мир сотворён и им правят, по мнению одних, всемирный разум и космическая энергия, по мнению других, всёзнающий бог и святой дух. В соответствии с этими учениями и всемирный разум со своей космической энергией, и всёзнающий бог со святым духом, как творцы-правители и источники высокой нравственности, имеют самостоятельную субстанцию и действуют, как бы извне природного мира или стоят над ним. Такие учения и впитавшие, несущие, проповедующие их люди, людские движения можно в целом называть божественно-духовными.

Эти учения считаются неизменными, раз и навсегда данными, вечными. Они не призывают к познанию природного мира, к активной жизненной позиции и к общему социальному развитию. Поэтому они являются сдерживающими и догматичными по определению. Но вместе с тем в них имеется ряд следующих жизненных системных достоинств.

Во-первых, природный мир во всех своих проявлениях сложен, многосторонен, несёт собой много проблем и нередко жёсткой, жестокой энергии и его трудно объяснить без глубинных соответствующих знаний. Поэтому, по мнению авторов божественно-духовных теорий, хотя имеет место и «нечисть», и «бесовщина», в жизни лучше верить, что миром в целом правит разум и высоконравственный дух, чем жить в полном страхе и в смятении или разувериться во всём и призывать к смуте. Во-вторых, медитируя (от слова медитация, - например, в индуизме: состояние внутренней сосредоточённости, самосозерцания, требующее отрешённости от внешнего мира. Большой толковый словарь русского языка. РАН, институт лингвистических исследований. С.-Петербург, из-во «Норинт», 2000г., - с. 528  ) всемирному разуму или молясь всевышнему, богу, люди тем самым неосознанно занимаются аутогенной ( (от греч. aytogenes – сам производящий ), заключающийся в использовании самовнушения при регуляции своего физического и психического состояния. Большой толковый словарь русского языка. РАН, институт лингвистических исследований. С.-Петербург, из-во «Норинт», 2000г., - с. 52 ) тренировкой, расслабляют свой организм, снимают внутренние напряжения, страхи, нагрузки, активируют свойственную каждому живому существу подсистему своей внутренней системной саморегуляции, самоврачевания. В-третьих, сдерживающий балласт, в том числе божественно-духовный, в определённой мере нужен и в действительности служит важнейшим системным стабилизатором любой жизнедеятельности, любого поступательного движения вперёд. В-четвёртых, часть людей, у которых неудачно сложились отношения в социальной среде, в семье, находят себе утешения в этих учениях, в этой вере и надеются на то, что им повезёт в другой жизни. Или, что за свои страдания они непременно попадут в рай, а те, кто им доставил много мук и страданий, безусловно, окажутся в аду.

Другой сложившийся подход и его учения можно в целом назвать материально-физическими. Этот подход, его гипотезы претендуют на научность, познаваемость природного мира, но только в рамках своих физических понятий и определений. Этот подход посредством своих физических методов приглашает к изучению природного мира, к научно-техническому прогрессу. Однако, изначально он несёт в себе абстрактную неодушевлённую материю и хаос. Его гипотезы «шиты белыми нитками», в них множество выдуманных условностей, нет целостности и больше вопросов, чем истинных научных ответов, особенно в жизни биосистем, в формировании социальной среды, государства, общества.  иллюстрация

Так, по главной материально-физической гипотезе изначально вся вселенная почему-то находилась в предельно сжатом состоянии в размере равном размеру одного протона. По мнению одних, такая маленькая вселенная была бесструктурной. По мнению других, предельно сжатая масса вселенной представляла собой перемешанное «вещество» и «антивещество». Но и те, и другие утверждают, что эта масса взорвалась и полетела во все стороны. Этот взрыв назвали «большим взрывов», в результате которого, по мнению авторов этой гипотезы, как-то вдруг, не объясняют как,  произошло создание атомов, молекул, звёзд, планет вселенной.

Но, от чего вся вселенная была предельно сжатой до ничтожно малого размера и вдруг, почему-то, а главное посредством чего произошёл взрыв? Как взрыв может из хаоса создавать, формировать высокоорганизованные структурированные системы? Когда вся имеющаяся практика подтверждает, что взрыв не создаёт, не строит системно структурированные формирования, а наоборот разрушает их. Как могло в результате взрыва всё «вещество» вселенной так равномерно распределиться «в пространстве»?  Как из «газовых скоплений» образовались триллионы звёзд, а из «пыли» - планеты? Что из себя представляет «тёмное вещество», материя, количество, которой, по мнению ряда астрофизиков, составляет 9/10 от всей массы вселенной?

Ещё больше вопросов имеется в жизни планет, биосистем, общества, государства. Материально-физический подход и его гипотезы не могут объяснить: почему и как они структурируются, изменяются? Почему люди друг другу и себе создают массу проблем, воюют, убивают друг друга, эксплуатируют, используют одни других? Как сделать так, чтобы убийств, разрушений, вредительства было меньше? Какие главные критерии в жизни общества, человека? Как и каким образом строить отношения в государстве, в обществе, добиваться эффективных результатов хозяйствования? Как жить долго, в добром здравии, в гармонии с природой, с людьми и с собой?

На эти вопросы нет достоверных ответов ни в божественно-духовных, ни в материально-физических учениях. Множество мыслителей во всём мире ищет ответы на эти вопросы и, по их мнению, находят, но в той или иной мере, в тех или иных отдельных частях и в частностях. Эти ответы, как правило, абстрактные, оторваны от реальной жизни.В поисках общих ответов некоторые «добрые» теоретики - примиренцы утверждают, что истина где-то посередине, и пытаются объединить два главных сложившихся учения (божественно-духовное и материально-физическое) в одно. Но это очередная ошибка, не стыкуемая, ни с вышеназванными учениями, ни с иллюстрацияреальной жизненной практикой. Чтобы понять природный мир, общество, человека и сформулировать их жизненную логику зарождения, формирования, устройства, развития, функционирования, деградации, действия или, одним словом, жизнедеятельности, нужно реально их исследовать во всех этих состояниях в комплексе или иметь реальные результаты их исследования, а также, нужно знать истинные интеграционные комплексные системные подходы. Нельзя понять природный мир посредством абстрактных домыслов и искажённых теорий, даже если с ними согласились и под ними подписались тысячи или миллионы учёных.  

Мерилом любых гипотез, любых теорий является жизненная практика и реальные практические результаты. Обобщающие учения должны объяснять не отдельные случаи или исключения природы, общества и жизни человека, а их общие принципы и основы системного устройства и построения. Обобщающие учения должны быть целостными и отвечать на реальные жизненные и в том числе на выше сформулированные вопросы. Но главное обобщающие учения в своём результате должны выдавать понятные реально работающие практические методологии высокоэффективной жизнедеятельности общества, государства, коллективов и отдельных людей в их гармонии с природой.

Такое целостное комплексное понимание природного мира, общества, человека в принципиальной полноте и универсальности с реальной опорой на жизненную практику и с действенной системной методологией её развития представлено пока лишь в книге Александра Иванченко: «Всеобщая универсальная комплексная концепция системной жизнедеятельности природы, общества, бизнеса, человека». Познать и изложить такую концепцию в виде целостного природного системного учения автору удалось на основе большого собственного и собранного практического опыта, врождённого склада ума, личного стремления к познанию реальной принципиальной истины и благодаря целому комплексу различных жизненных обстоятельств (смотри биографию А. Иванченко).

Эта концепция включает в себя и представляет собой комплексный системный подход. Такой подход учитывает общие принципиальные стороны, вершины и глубины природного, социального мира, меняющиеся со временем и направленные, идущие в своей логике по горизонтали системного построения: от общего, к частному, единичному и особенному, и по вертикали: от первопричины, к причине через следствие к последствию. В нём раскрывается: кто и как изначально в единой концептуальной логике структурирует и строит системы, их подразделения, элементы, и как они все функционируют, саморегулируются, мотивируются. Эта концепция объясняет: посредством чего и как разделённые элементы и части объединяются в функционально завершённые специализированные противоположности, и как они взаимодействуют между собой. А также, какие в природном, социальном мире имеют место виды энергии и кто, и как их вырабатывает. Какую роль, работу эти виды энергии выполняют в жизнедеятельности систем. Как все эти системы и их подразделения зарождаются, принципиально меняются, развиваются и деградируют со временем на протяжении своего жизненного цикла

Все внутренние общие принципиальные изменения и само построение природных, социальных систем происходят посредством общих природных универсальных принципов системной жизнедеятельности, которые имеют место и действуют всегда. Эти общие универсальные принципы закладываются, передаются любым вновь рождающимся системам от материнских - отцовских систем и от систем большего системного порядка. А сбалансированность изменений всех внутренних частей, разделов и элементов каждой конкретной системы обеспечивается органами системной саморегуляции. Такие органы присущи каждой системе и функционируют в рамках данных систем относительно самостоятельно по четырём следующим функциональным направлениям: по системной логике жизнедеятельности; по системной энергии; по системному содержанию; по системной форме. Структура и работа органов системной саморегуляции подробно изложены и представлены в названной выше книге А. Иванченко.

Здесь не будем вдаваться в детали, отметим лишь их главные структурные разделы. Каждая природная, социальная система наделена и обладает одновременно двумя блоками органов саморегуляции: системно-производящей (женского, янь и т.п. типа) саморегуляции и системно-производительной (мужского, инь и т.п. типа)  саморегуляции. Оба этих блока органов системной саморегуляции называются блоками органов потому, что состоят из трёх частей в виде двух своих соответствующих противоположностей соединённых между собой информационно рассудительной частью. Так, блок органов системно-производящей саморегуляции природных, социальных систем включает в себя, с одной стороны, орган системной саморегуляции логики, с другой стороны, орган системной саморегуляции энергии жизнедеятельности данных систем. Оба этих органа, как две необходимые противоположности, одного целого блока органов системно-производящий саморегуляции, соединены между собой промежуточной информационной рассудительной составляющей частью.

Орган системной саморегуляции логики природных, социальных систем регулирует логику, мировоззрение, здравый смысл жизнедеятельности данных систем и включает в себя четыре связанных в причинно-следственной последовательности следующих единичных логических функциональных раздела: контроль ® анализ ® синтез ® пути лечения, развития логики жизнедеятельности. Орган системной саморегуляции энергии природных, социальных систем регулирует энергию жизнедеятельности данных систем и включает в себя четыре единичных энергетических раздела вырабатывающих энергию системной саморегуляции в следующей причинно-следственной последовательности: энергетические датчики ® энергия быстрого реагирования ® мобилизационная энергия ® стабилизационная энергия. Все эти четыре раздела энергии системной саморегуляции регулируют все другие виды энергии системной жизнедеятельности природных, социальных систем и, безусловно, имеют место в социальных системах, в обществе, в организме каждого существа. иллюстрация

Так, например, энергетическими датчиками в социальных системах, в обществе являются организации и специалисты, занимающиеся сбором информации, опросом общественного настроения. А энергетическими датчиками в организме каждого существа является боль. Энергию быстрого реагирования в социальных системах, в обществе обеспечивают организации и специалисты общественного порядка, ОМОНа, спецназа и т.п. А в организме каждого существа - внимание, воля. Мобилизационную энергию в социальных системах, в обществе обеспечивают организации и специалисты, занимающиеся мобилизацией сил социальных систем, общества, государства на победу и борьбу с различными разрушительными внешними и внутренними силами. К ним, в частности, относятся армия, внутренние войска. В организме каждого существа – это страх, ярость, болезнь с поднятием температуры. Стабилизационную энергию в социальных системах, в обществе, в государстве обеспечивают политические партии, религиозные и прочие культовые организации. В организме каждого существа это вера. Все эти четыре раздела энергии системной саморегуляции, хотя и функционируют в отдельности, но развивать систему в целом и сами развиваться, совершенствоваться могут только совместно с логикой системной жизнедеятельности, со здравым смыслом, с мировоззрением.

И так, изначально на уровне саморегуляции, как первопричины функционирования, природные, социальные системы разделены и состоят из двух противоположных начал. Первое начало: логика, здравый смысл, мировоззрение (контроль; анализ; синтез; пути лечения, развития). Второе начало: энергия системной саморегуляции (боль; внимание и воля; страх, ярость, болезнь; вера) служит и является противоположностью первого начала. Оба этих первопричинных функциональных начала, как две противоположности системно-производящей саморегуляции, объединены информационно-рассудительной промежуточной частью, которая включает в себя: сбор, учёт, систематизацию, передачу первичной существенной информации для контроля её достоверности, следствия и суда; суды, исследовательские конференции, экспертные советы; архивы, кладовые памяти, библиотеки, базы данных; информационные агентства, средства массовой информации.

Например, у человека системно-производящую и системно-производительную саморегуляцию осуществляет и обеспечивает главный головной мозг, состоящий из двух функционально разделённых полушарий и промежуточного информационно-рассудительного «мозолистого тела». В обществе это целый комплекс вышеперечисленных органов, в том числе: логической регуляции (контрольных, аналитическо-следственных, законодательных, концептуально-нормативных, программно-целевых, президентских), информационно-рассудительных (сбора, учёта, систематизации, передачи первичной существенной информации для контроля её достоверности и для следствия, и суда; суды, исследовательские конференции, экспертные советы; архивы, носители и хранилища информации, например, интернет, библиотеки, базы данных; информационные агентства, средства массовой информации), энергетической регуляции (организации сбора, опроса общественного настроения; силовые структуры внутреннего порядка; мобилизационные силовые подразделения, например, армия; политические партии, религиозные и прочие культовые организации).   

  Говоря о духовности, следует отметить, что она является безусловной неотъемлемой функциональной составной частью энергии системно-производящей саморегуляции природных, социальных систем, человека. Духовность - это ни какая-то вечная бессмертная самостоятельная субстанция, имеющая место сама по себе. Духовность - это важнейшая жизненная энергетическая, в том числе, нравственно этическая составляющая любых природных социальных систем, осуществляющая, регулирующая и поддерживающая энергию их жизнедеятельности и не может иметь места без систем. Энергию духовности в каждой природной, социальной системе вырабатывают специальные органы энергии системной саморегуляции, которые закладываются и развиваются в процессе зарождения и развития данных систем, и также деградируют по мере их деградации.

 Такой принципиально разделённый на логику и энергию, на содержание и форму и в то же время целостный всесторонний подход устройства, функционирования систем природного, социального мира называется комплексным системным подходом. Именно комплексных системный подход позволяет отвечать на большинство реальных жизненных проблем и вопросов, а главное позволяет выдавать практические высокоэффективные рекомендации и методологии жизнедеятельности общества, государства, бизнеса, человека.  Более подробно все эти вопросы изложены далее на нашем портале. Приглашаем всех желающих и заинтересованных в этой тематике лиц к сотрудничеству, а также предлагаем высказать своё понимание и принять активное участие в дискуссиях по всему спектру поднятых выше вопросов.